ЧастьI

 

 

Утро. Пятый день путешествия. Мотор почему-то гудит не так сильно, как ночью, вибрация тоже стала меньше. Людей в салонах мало, многие вышли на палубы. Наконец-то видим солнечный день! Голубое небо, голубое море!

Несколько человек из нашей группы стоят рядом с Петром Николаевичем и слушают его интереснейшие  рассказы. "Надо было встать пораньше!" – досадую на себя. Петр Николаевич говорит, что горы, появившиеся на горизонте – это уже греческая земля. Это Месолонги. Там, на склоне более высокой горы погиб знаменитый поэт Байрон.

Мы приближаемся к греческой земле Пелопоннес. Это большой полуостров, расположенный на юге Греции и похожий на громадный лист

шелковицы, занимает территорию в 21.439 кв.км., а его население насчитывает около 1,5 миллиона человек. Пелопоннес является островом древнего Пелопа – мифического царя Фригии, который позднее попал под власть Илии и Аркадии. В прошлом Пелопоннес был островом, но из-за геологических изменений он дважды соединялся с материковой Грецией. В XIX веке был прорыт Коринфский канал и Пелопоннес снова стал островом.

Пелопоннес имеет гористый ландшафт, климат

вдоль побережья - средиземноморский, а в центре полуострова - континентальный.

Самая высокая гора - Тайгет (2407 метров). Горы пересекают быстротечные реки Алфиос, Эвротас и Пинлос. Долины Илии, Арголиды и Мессинии считаются одними из самых плодородных в Греции. Во времена правления Александра Македонского (IV в до н.э.) Пелопоннес потерял свою независимость, а во II веке до н.э. был захвачен римскими легионерами. Во времена Византийской империи после 4-го Крестового похода Пелопоннес захватили франки, а после падения Византийской Империи в 1453 году полуостров был порабощен турками. В 1821 году на Пелопоннесе началась борьба за независимость.

Пелопоннес - это родина мифического героя древних греков Геракла, сына Зевса. Здесь правил знаменитый царь Агамемнон, который возглавил греческие войска в

период троянской войны. Пелопоннес является родиной Леонидаса, спартанского царя, который героически сражался в Термопилах против персов в 480 году до н.э. Мифическая земля острова, каждый уголок которого напоминает о греческих мифах, состоит из 7 областей: Коринфии, Ахайи, Илии, Мессинии, Лаконии, Аркадии и Арголиды.

А наш путь сейчас лежит в порт города Патры.

Патры – родина святителя Николая. Это самый крупный город Пелопоннеса (700 тыс. жителей) и его административный центр, это третий по величине,

после Афин и Салоников, город Греции. Находится он на расстоянии 219 км. от Афин.

Согласно письменной традиции, город был основан ахейцами Спарты, которые пришли на эти земли после того, как дорийцы, направляющиеся с севера на Пелопоннес, вытеснили их со значительной части полуострова. Это произошло в XI в. до Р.Х. Вожди ахейцев Превгенис и его сын Патреос объединили три ионических поселения – Арои, Месати и Анфия – и основали новый город, названный в честь Патреоса Патры.

Ученые утверждают, что территория, на которой находятся Патры, впервые была заселена еще в III тысячелетии до Р.Х. Об этом периоде истории города могут рассказать, пожалуй, только археологические находки.

Наибольшего расцвета в своей истории Патры достигли в римский период. Основание Августом римской колонии в 14 г. до Р.Х. послужило толчком к его развитию, что связано с поселением здесь римских ветеранов. Тогда был составлен реестр недвижимости, развивались ремесла (наиболее значительным из которых было производство глиняных светильников, которые продавали почти по всему известному в то время миру), строились провинциальные дороги, благодаря которым Патры стали центром коммуникаций, мостились каменными плитами улицы, строились большие дома, дворцы и храмы, римский амфитеатр, римский водопровод. О величии города говорит и тот факт, что римские императоры наделили Патры правом чеканить собственные монеты.

С середины IX века город полностью разделяет судьбу византийского государства. С 1266 г. до 1430 г. он принадлежит франкам, потом – Византии, с 1458 г. – туркам, с 1687 г. до 1715 г. – венецианцам, а далее – снова туркам вплоть до победной национально-освободительной Революции 1821 года.

Теперь уже хорошо видна береговая полоса. Слева становятся различимы высокие мачты очень большого моста. "Длина его – 19 километров", - поясняет Петр Николаевич, - "Строили мост французы".

Проходит еще минут 25, и мы прибываем в порт г. Патры. Спускаемся по эскалаторам, у каждого из которых стоит улыбающийся стюард. На "эвхаристо!" стюарды отвечают "паракало!"; на "спасибо!" – "пожалуйста!"

Наш автобус стоит у самого причала. Водитель Володя весело машет нам рукой. "А, пока вас не было, я на рыбалку ходил", - радостно сообщает он. "Не очень много поймал, но зато отдохнул от дороги". Здороваемся с ним, как со старым знакомым, другом или родственником. "Что, соскучились? Да-авно-о не виделись!", - смеется Володя.

Рассаживаемся в автобусе, каждый на свое место. На душе легко, радостно. У всех такое ощущение, словно вернулись домой с далекой чужбины.

Мы направляемся к главной святыне города – собору апостола Андрея. На улицах Патр оживленное движение. Очень много автомобилей припарковано у обочины. Для нашего автобуса просто нет места для стоянки. "Я сейчас остановлюсь, а вы быстро выходите!" – командует Володя, - "Потом созвонимся, я скажу, где припарковался".

Слаженно, по скорому, как спецкоманда, покидаем автобус. Перед нами соборная площадь и очень большой храм. За нами берег моря. Собор стоит прямо на берегу Коринфского залива и, должно быть, виден издалека: это один из самых больших храмов Греции.

Узнаем, что построен он в начале XX в. под явным влиянием западного зодчества: огромный купол, изобилие пространства и света, роспись – все напоминает о том, что Патры отделяет от Италии всего лишь несколько часов морского пути.

В правой части собора есть небольшая пещерка, где находится святой источник. По преданию он забил на месте смерти апостола. Спускаемся в пещерку, пьем чудесную воду святого источника. (Как жаль, что нельзя привезти в Москву воду всех святых источников, у которых удалось побывать!)

Главная святыня собора – честная глава апостола Андрея и крест, на котором, по преданию, он был распят. Апостол Андрей Первозванный (названный так за то, что он одним из первых стал учеником Христа) был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее – добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко

уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей — греческое и в переводе значит “мужественный”. С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу.  Он жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства к существованию ловлей рыбы.

Он не вступил в брак, но стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Заведеевым (происходившим с ним из одного города — Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: “Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира”. Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: “Что вам надобно?” Они сказали: “Равви (Учитель), где Ты живешь?” — “Пойдите и увидите”, — ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: “Мы нашли Мессию”. Так Петр присоединился к ученикам Христовым, а святой Андрей первым назвал Христа Мессией.

Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой — рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: “Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков”. Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.

Андрей пребывал со Христом в течении всего периода Его общественного служения.

Из Евангелия мы узнаем, что святой апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек (Ин. 6, 8-9), говорил с Господом в Вербное воскресенье (Ин. 12, 22), вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима (совершившемся в 70 г. по Р. X.) и о признаках Второго Пришествия Спасителя (Мк. 13, 3-4; Мф. 24, 1-14; Лк. 21, 5-19).

После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо. После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. Земля, на которой позднее образовалась Россия. 

С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию, Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Кананитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до местоположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей".

Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси. Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода

Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал и на Таврическом полуострове.

После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патры). Это было последнее место земной проповеди апостола Андрея.

В Патрах апостол Андрей остановился у некоего Сосия. Он нашел его на смертном одре, и исцелил. Вскоре увидел человека, одержимого жестоким недугом и лежавшего на навозной куче. Апостол сжалился над ним, подал ему руку, и именем Христовым воздвиг его.

Весть о сем славном чуде распространилась по городу. Все говорили о пришельце, который именем некоего Иисуса исцеляет больных, воскрешает мертвых и изгоняет духов нечистых.

Жители Патр стекались со всех сторон, и были свидетелями чудес, совершаемых апостолом. При виде исцеления жестоких.

болезней посредством молитвы, объятые чувством удивления вопияли громогласно: «Велик Бог, Которого проповедует пришлец Андрей!» Потом устремились на идольские капища, разрушая и сжигая их, и все единодушно прославляли Бога.

Слух о распространении проповеди апостольской достиг до императора Нерона. По его повелению, сменен был градоначальник Лезвиос, ставший, благодаря ап. Андрею, христианином. По отставлении Лезвиоса от должности правителя, занял место его некто Анфипат Егеат - человек, проникнутый духом идолослужения. Жена его Максимилла, слыша о чудесах, совершаемых апостолом Христовым, отправила к нему верную рабыню свою, по имени Ифидамию, женщину

рассудительную, чтобы более удостовериться в истине распространившегося учения.

Ифидамия пришла в дом Сосия, у которого жил апостол. Здесь она услышала то высокое благовестие, которое так сладостно исходило из уст его, и, возвратившись к госпоже своей, рассказала ей обо всем, что видела и слышала.

Через несколько дней апостол Андрей исцелил жену Анфипата, от которой отказались все врачи.

Некоторые жители Патр умоляли его идти на пристань, где лежал прокаженный, человек, некогда знаменитый родом и богатством. По причине зловония никто не приближался к нему, а только издали бросали ему хлеб, как псу.

Весь народ принимал участие в его страданиях, но никакой врач не мог исцелить его. Святой Андрей поспешил к больному и, не страшась его зловония, сказал: «я пришел исцелить тебя благодатию Господа нашего». После сих слов, больной воспрянул, сбросив с себя рубище, проникнутое смрадом и червями. Апостол повел его к морю, и, сотворив молитву, погрузил в воду. Страждущий вышел из нее совершенно здравым, без всяких признаков долгой болезни.

Жители города Патры со всех сторон стекались и обращались к апостолу. Он же поучал их слову жизни и благодати, вере правой и заповедям Божіим; а приходящих к нему больных, какими бы они ни были одержимы болезнями, исцелял посредством возложения рук

Жители, озаренные светом истины, разрушали капища и сокрушали идолов, были ли они золотые, или серебряные, каменные или деревянные; книги языческой мифологии сжигали. Апостол заповедал всем читать книги Ветхого и Нового Завета и почитать священников и диаконов, которых рукоположил. Он предложил верным, построить большую церковь, что и было исполнено ими со всею ревностью и усердием.

Жена Егеата Максимилла уверовала в Господа и приняла крещение от ап. Андрея. После исцеления знатного юноши, Максимилла, бывшая свидетелем этого чуда, отказалась разделять с мужем язычником брачное ложе, извиняясь нездоровьем, на самом же деле, тайно исполняя заповедь о чистоте.

Такой поступок жены удивил Анфипата; но он не долго оставался в недоумении. Один из рабов сказал ему, что брат его, жена и многие другие уверовали в Бога Андреева и приняли христианство.

Весть эта исполнила гневом беззаконника. Он приказал заключить в темницу Христова проповедника, как некогда Ирод Иоанна Крестителя, а жене сказал: «оставь учение старца-пришельца и будь госпожою всего моего имущества; если же не хочешь, я велю распять пришельца и убить тебя».

Максимилла, не обращая никакого внимания на угрозы мужа, постоянно думала о учении апостола, которому, во время тайных свиданий, сообщала о замыслах Егеата.

Апостол же, укрепляя ее в вере, говорил: «храни всегда страх Божий и заповеди Его, терпи все случившееся с тобою, ради имени Христова, и ты получишь вечную радость; а мое распинание на кресте есть величайшая для меня радость. Пострадать так, как пострадал Господь, и быть постоянно с Ним, - это мое единственное желание».

Подобные слова более одушевили и укрепили Максимиллу, Она явно объявила мужу, что уже христианка и потому более не хочет осквернить себя

нечистотою, и не боится временной смерти, как учил ее апостол Христов.

Слова жены привели в ярость уже разгневанного мужа. Он устремился в темницу, собственноручно заключил ее двери, приложив к ним печать, и строго запретил стражам кого-либо туда пускать. Ночью Стратоклис, Максимилла и вся братия подошли к темнице.

Апостол, узнав о посещении, осенил крестным знамением двери, и они открылись сами собою.

Изумленным и ужаснувшимся стражам он сказал, голосом сильным, но кротким: «не бойтесь! Анфипат не узнает об этом». Темница, освященная посетителями, более походила на церковь. Апостол, после божественных поучений, потребовал хлеба и вина для литургии, совершил таинство Евхаристии и приобщил всех пречистого тела и крови Стратоклиса рукоположил во епископа, а других во священники и диаконы и заповедал им совершать литургию со страхом. Он преподал им правила для чтения псалмов и различных молитв и, облобызав их, отпустил с миром. Двери же темницы, силой крестного знамения, опять затворились.

Злочестивый Егеат, раздраженный отказом жены своей, искал случая погубить ее; но, опасаясь мщения родителей ее, излил весь яд злобы своей на Богоносного Андрея. Он предал его воинам, и, как некогда Пилат — Ииуса Христа, осудил на распятие.

Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни, громко возглашая: "Радуйся, кресте, плотию Христовою освященный! Прежде нежели взошел на тебя Господь мой, ты страшен был для земнородных; но теперь, когда ты вместил в себя любовь небесную, быть распростертым на тебе

есть дар. Знают верные, сколько сокрыто в тебе щедрот, сколько уготовано за тебя наград. Безбоязненно и весело иду я к тебе; но и ты с весельем и радостью прими меня, ученика распявшегося на тебе Господа. Возьми меня от людей, и отдай Учителю моему"

Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту. По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей, имел особую форму - был в виде латинской цифры X (в иконографии т. н. Андреевский крест). Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь

Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались.

Народ же еще больше ожесточился на правителя. Видя, что люди готовы уже покуситься на жизнь его, нечестивый Эгеат ужаснулся, и произнес слова лести: «я погрешил и раскаиваюсь; иду сам снять его с креста». И, действительно, пошел к мученику; но блаженный апостол, видя его, громко к нему воззвал:

«О, Егеат! Зачем ты пришел ко мне? Я далек от тебя. Для чего лицемеришь, будто намерен снять меня с креста, и принести раскаяние? Я далек от тебя; ибо сердце твое объято лукавством, а не раскаянием.

Ты напрасно ищешь случая освободить меня: я давно свободен. Меня любит и милует Избавитель мой. К Нему спешу, - иду к Тому, Кто открыл мне дела твои, и сказал: не принимай приношения от Егеата, и не страшись его гнева».

Сказав это, апостол возвел очи к небу, хваля Бога. В последний раз с креста благословил он братьев своих, а потом произнес: "Господи, Иисусе Христе, приими дух мой". Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика.

Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу (1" 62).

Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело Апостола и с честью погребла его. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова. Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного

так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.

Лобная часть главы святого апостола храниться отдельно от части мощей. Глава, по традиции находится в специальном сосуде, а мощи – в раке.

Мозаики на стенах храма рассказывают о жизни апостола Андрея. С давних времен апостол считается покровителем города, и День города традиционно празднуется 13 декабря – в день памяти святого. В этот праздник собору уделена.

особая роль: отсюда начинается торжественный крестный ход с главой апостола по всему центру города В этой великолепной процессии кроме духовенства принимает участие едва ли не все население Патр, а также военные части, военный оркестр и администрация города. Как правило, на крестный ход приезжает и президент Греческой Республики. Все многочасовое шествие представляет собой особенное, незабываемое зрелище, вполне наглядно демонстрирующее как религиозный дух, так и патриотические чувства жителей города.

Сам собор, кроме всего прочего, является кафедральным храмом митрополита Патрского, одного из самых авторитетных и уважаемых иерархов Греческой Церкви.

Рядом с собором находится и маленькая церковь в византийском стиле – старый храм, издавна стоявший на этом святом месте. Внешний и внутренний вид храма производят впечатление, что колонны и основные элементы стен выполнены из мрамора. На самом деле все сделано из дерева.

В этом небольшом храме храниться святыня "дактило", в переводе на русский язык – "палец" руки апостола Андрея.

При входе в храм впервые за все пребывание в Греции вижу просящих милостыню. Цыганка с ребенком на руках стоит в нескольких метрах от входной двери, чуть выставив руку вперед, стоит молча, глаза опущены, боится даже приблизиться к нам, надеется, что кто-то сам подойдет и подаст монетку. Ничего общего с нашими российскими нищими, "бросающимися" на прихожан с целым набором стандартных фраз.

В храме прикладываемся к пальцу апостола, который храниться в ковчежце в виде раки.

В это время из подсобного помещения выходит мужчина грек, ему лет 60, волосы седые. На нем прекрасный костюм, галстук. Мужчина что-то говорит нам по-гречески. На помощь приходит Петр Николаевич. Оказывается это староста храма, и он готов рассказать нам его историю. Слушаем. Староста рассказывает увлеченно, самозабвенно, Петр Николаевич переводит. "Какой, все-таки, красивый греческий язык", - замечает шепотом кто-то из нашей группы…

Выходим из храма полные впечатлений. Садимся в автобус и просим Петра Николаевича не рассказывать пока ничего. Хочется, чтобы увиденное, услышанное, прочувствованное… как-то улеглось, лучше запомнилось…

Какое-то время едем в тишине. Несколько десятков километров после выезда из Патр дорога была ровная, по четыре полосы движения в каждую сторону. А теперь снова начались горы, дорога – узкий "серпантин". Забираемся все выше и выше.

"Это горы – Арания", - поясняет Петр Николаевич.

На крутых склонах нет растительности, там серые камни, мрамор и гранит, а на пологих и ровных участках растут в изобилии деревья грецких орехов, мандарины, апельсины, мушмула, испанский дрог.

Эти горы видимо не такие высокие, как Олимпос, на вершинах не видно снега. Останавливаемся в горной деревне у таверны.

(Я, почему-то думал, что таверна – это не очень высокого класса, кафе, кабак на берегу моря. Оказалось, что таверны – обычные столовые, т.е. заведения, куда можно прийти пообедать. Еда там очень хорошая, а цены ниже, чем в кафе и ресторанах. Правда, не зная языка, труднее делать заказ, ведь в кафе вам, иностранцам, обязательно подадут красивый журнал с фотографиями всех блюд. Можно просто ткнуть пальцем в фотографию, и заказ сделан. Но мы уже быстро привыкли общаться с официантами, не дожидаясь помощи нашего гида. Блюдо из свинины – "Хрю-хрю"; из говядины – "Му-му"; куры – "Ко-ко", а греческий салат на закуску, бутылку минеральной воды, белый хлеб подадут обязательно, не спрашивая вас).

Хозяин таверны, пожилой крестьянин, встречает нас радостно.

"Возможно, сегодня мы его единственные посетители", - поясняет Петр Николаевич.

Проходим в просторное светлое помещение, заказываем обед по своему вкусу.

"О!" – восклицает Петр Николаевич, разговаривая с хозяином таверны, а потом поясняет нам: "Я заказал петуха, который бегал еще три часа назад.

"Как будет по-гречески «петух»?" – интересуемся мы. Ответ заставляет нас улыбнуться: "Курица – «кокорек», а петух – «кокопас»".

Мне хочется попробовать блюдо из баранины. Я делаю заказ самостоятельно. Через некоторое время приносят большую тарелку с аппетитными кусочками мяса. Моему удивлению нет предела:"Этого ягненка, наверное, закололи в день его рождения" Мясо тает во рту, его можно почти не жевать. "Как вы готовите баранину?" Я прошу Петра Николаевича перевести свой вопрос хозяину таверны. Ответ очень прост: "Мясо несколько часов вымачивается в вине".

Обед завершен. Звучат обязательные "Эвхаристо!", "Паракало!", пожелания доброго пути…

Мы снова в автобусе. Дорога теперь ведет вниз. Снова "серпантин", но повороты становятся все более пологими. Мы подъезжаем к городу Коринф.

Это знаменитый город древней Греции. Там прожил полтора года апостол Павел, там основал он известную Церковь и написал впоследствии два обширных послания. Греки считают, что основателем Коринфа был потомок Геракла Алет. Город назывался первоначально Эфира и был расположен на перешейке,

соединяющем Пелопонес с материком. Во время посещения ап. Павлом Коринфа, он был местопребыванием Римского проконсула Галлиона, брата Сенеки. Светские

историки свидетельствовали о Коринфе того времени, как о светиле и украшении всей Греции. За сотни лет до Р.Х. значительный экономический расцвет, а также расцвет искусств и ремесел был в древнем Коринфе. Тогда высочайшего уровня развития достигли керамика, гончарное дело, вазовая живопись, медное ремесло. (Исключительно искусно выполнены раннекоринфские сосуды, которые имеют характерную форму арибалла с широким основанием и узким горлом). Но… не менее славился этот город

богатством и распущенностью жителей. В 400 г. До Р.Х. порок царствовал на улицах Коринфа, а роскошь заражала собою все классы общества. Пресловутая простая бочка, в которой лежал и грелся на солнце на одной из Коринфских улиц философ Диоген,

служила громким протестом против городского разврата, тщеславия и роскоши. За несколько веков упадок нравственности в городе сделал имя «коринфянин» нарицательным. В первом на улицах города было много "жриц любви" на сандалиях которых, как приказ, было начертано: "Аколюни сими!" – "Следуй за мной!" к святилищам Афродиты. В 52-ом году по Р.Х. в этот город с чистым Евангельским благовествованием прибыл святой ап. Павел. В этом городе он трудился с большим успехом, и апостольское его служение здесь было ознаменовано многими

чудесными знамениями.

Римляне разграбили город и снесли его с лица земли, затем они же, по приказу императора, восстановили его.

Коринф лежит между Ионическим морем и Эгейским, между Спартой и Афинами. Здесь родились предки Архимеда.

В современном Коринфе 35 тысяч жителей. Главная святыня города – собор апостола Павла, который считается покровителем Коринфа. Преступности в городе нет вообще. Воровство или грабеж для современного коринфянина, как и для каждого эллина немыслимы. Был здесь в античные времена законодатель Драконт, он судил преступников на горе Ареопат, там же приговор приводился в исполнение. За воровство отрубали руку. Говорят, что с тех самых пор тут нет воров.

В здешних горах много "мегаспелео" – больших пещер. С одной из них связано интересное предание.

Однажды женщина пастушка в поисках потерявшейся овцы зашла в горную пещеру и увидела дракона. Дракон не напал на женщину, он, грозно рыча, закрывал своим телом икону Богородицы, защищая ее. Женщина рассказала об увиденном священнику и епископу. Священнослужители поспешили в пещеру. После совершенного в пещере молебна, дракон спокойно покинул пещеру. К обретенной иконе отнеслись, как к великой святыне. В этом месте в IV веке возник мужской монастырь, который так и называется: "Мега спилео". Одна из главных

святынь монастыря – чудотворная восковая икона апостола и евангелиста Луки и чудотворный источник, бьющий прямо в пещере.

 

 

 

В самой нижней части пещеры, отделенной решеткой, сделаны в натуральную величину макеты священников, обретших икону Богородицы, женщины-пастушки и дракона.

Фотографировать восковую икону, созданную евангелистом Лукой, строго запрещено. Подойдя к иконе, чтобы приложиться, чувствую, что вокруг меня все стало туманным, ватным. Проясняется в голове, только когда с трудом делаю несколько шагов назад.

"Побыстрее, пожалуйста! У нас на посещение этого монастыря 40 – 50 минут" – слышим сзади голос гида. Такое предупреждение удивляет всех. "Но, ведь мы здесь всего 2 минуты!" "Нет, вы здесь уже полчаса". Что ж это? Время здесь идет по-другому?!

Подходим к святому источнику. Описать свои ощущения в тот момент, когда пьешь эту воду словами нельзя! Кажется, что сама вода имеет другую плотность, настолько она легкая. Невольно стараешься набрать ее в ладони и взвесить в руках. Она невесомая! Будто и нет ее, будто она только кажется, стекает с рук, почти не оставляя следа. Наверное, выпить этой «воздушной» воды можно очень много.

Сейчас, по прошествии нескольких месяцев после путешествия по Греции, могу точно сказать: самые удивительные, самые необычные ощущения за всю 11-дневную поездку, были у меня при посещении пещеры в монастыре Мега Спилео.

И снова автобус везет нас по горной дороге. Уклон ее теперь стал круче, едем вниз. Петр Николаевич просит обратить внимание на то, что впереди уникальное инженерное сооружение – Коринфский канал. Вскоре мы проезжаем по мосту через глубокий канал с   почти отвесными стенами. Пересечение канала неожиданно быстрое, а открывшаяся при этом панорама столь удивительна, что я не успеваю сделать ни одного снимка.

И все-таки, о канале следует рассказать. Ниже я разместил несколько снимков этого сооружения и текст, скопированные мной из Интернет с сайта информационно-туристического портала «Твоя Греция».

«Коринфский канал соединяет Коринфский залив в Ионическом море и Саронический залив в Эгейском море. Он проходит сквозь Коринфский перешеек и отделяет полуостров Пелопоннес от материковой части Греции, практически превращая его в остров. На протяжении столетий идея соединения морей не давала покоя многим, ведь прежде, для того чтобы попасть из Адриатики в Эгейское море, необходимо было обогнуть Пелопоннес, из-за чего маршрут кораблей увеличивался почти на 400 километров.

Согласно древним летописям, первым, кто всерьёз рассмотрел возможность прокладки канала, в 602 году до Р.Х. стал Периандр, тиран Коринфа и один из семи мудрецов Античности. Однако он довольно быстро отступился от своих планов, опасаясь гнева богов, о котором его предупредила жрица Дельфийского оракула Пифия. Возможно, «страшное» предсказание было выдумано толпой жрецов из местных храмов, которые побоялись, что лишатся своего высокого статуса или потока даров и подношений от богобоязненных купцов и моряков, которые наводняли в то время Коринф. Вместо канала Периандр проложил сухопутную мощёную дорогу, получившую название Диолкос. По ней корабли перекатывали на специальных досках с одного конца на другой. Следы этой дороги хорошо видны рядом с каналом и в наши дни.

В 307 году до Р.Х. идею Периандра продолжил македонский царь Деметриус I Полиоркет. По его приказу на месте будущего канала уже начали работы, однако египетские инженеры предупредили правителя, что в заливах разные уровни воды, и рытьё канала может привести к затоплению острова Эгина и соседних с ним островов.

Позже идеей строительства канала загорелись правители Римской империи: Юлий Цезарь в 44 году до н.э. и Калигула в 37 году до Р.Х. Однако дальше всех сумел продвинуться император Нерон. В 66 году он внимательно изучил планы своих предшественников, а затем в 67 году объявил зрителям Истмийских игр о том, что собирается соединить два моря каналом. Нерон лично вырыл золотой лопатой первый ком почвы и перенёс на собственной спине первую корзину земли.

Далее к работам приступили военнопленные с Эгейских островов и 6.000 рабов-евреев. Им удалось вырыть канал длиной 3,3 километра и шириной 40 метров. Вскоре Нерон срочно отбыл в Рим подавлять мятеж, который возглавлял его противник Сервий Сульпиций Гальба. Нерон был арестован по обвинению в предательстве и приговорён к смерти, и в 68 году он покончил с собой. Занявший трон император Гальба решил, что строительство канала обойдётся слишком дорого. Так очередная незавершённая попытка соединения морей потерпела неудачу. Правда, напоминание о Нероне осталось в виде барельефа, высеченного на одной из стен канала.

Следующим персонажем в истории Коринфского канала во 2 веке стал Ирод Аттик, которого также постигла неудача. На смену ему пришли венецианцы. Они приступили к работам, однако, оценив их масштаб, быстро сдались. Были и другие желающие прорыть канал, но их имена до нас не дошли. На долгие столетия перешеек остался неприступным. По прошествии веков человечество достигло того уровня, когда смогло заявить о себе с помощью науки и технологий. Коринфский канал вновь оказался в центре внимания, правда, для реализации мечты нужно было вновь преодолеть ряд препятствий.

В 1830 году греческое государство получило независимость от османского ига, вследствие которого у молодой страны отсутствовали материальные ресурсы и финансовая основа для проведения столь масштабных работ. Первый правитель Греции Иоаннис Каподистриас всё же поручил тщательно исследовать перешеек, однако заключения специалистов вынудили его забыть о канале.

Последующие проекты, представленные на рассмотрение правительству, оценивались аналогично как нереальные и несбыточные. Решающую роль в судьбе Коринфского канала сыграл другой гигантский проект – Суэцкий канал, который открылся для морского движения в 1869 году. В связи с этим в Ноябре 1869 года премьер-министр Греции Фрасивулос Займис издал закон под названием «Открытие Коринфского перешейка, и правительство поручило ведение работ французским подрядчикам.

Проект разработал автор Суэцкого канала французский дипломат и архитектор Фердинанд де Лессеп. Тем не менее, заключённый контракт остался практически лишь на бумаге. Едва начавшееся строительство было свёрнуто по причине финансовых трудностей.

12 лет спустя, в 1881 году, венгерский генерал и адъютант короля Италии Иштван Тюрр основал «Международную компанию Коринфского канала» и приступил к реализации собственного проекта, соавтором которого стал прославленный словацкий инженер Бэла (Войтех) Герстер, участвовавший в разработке Панамского канала. Строительные работы начались 23 апреля 1882 года. На официальной церемонии присутствовал сам король Греции Георгиос I.

Рабочие использовали самое передовое по тем временам оборудование. По иронии судьбы инженерная мысль 19 столетия практически полностью совпала с проектом античного императора Нерона. На заключительном этапе к работам приступила греческая компания, которую возглавлял Андреас Сингрос. Канал протяжённостью 6,346 километра был торжественно открыт для движения судов 25 Июля 1893 года и сразу же был признан одним из величайших технических достижений своего времени.

Боковые каменные формации неоднородны. В них имеется несколько расщелин, пролегающих с востока на запад. По их вине прежде здесь происходили крупные оползни, из-за которых канал часто закрывали на ремонт.

Работа была проведена колоссальная, о чём нетрудно догадаться, глядя на канал с одного из переброшенных через него мостов. Ширина Коринфского канала составляет 24,6 метра на поверхности и 21,3 метра на дне. Высота его стен местами достигает 79 метров. Глубина варьируется от 7,5 до 8 метров. В ходе строительных работы было вырыто в общей сложности 12 миллионов м3 породы.

С момента открытия и вплоть до 1940 года Коринфский канал был закрыт в общей сложности на четыре года. Наиболее серьёзный инцидент произошёл в 1923 году, когда движение пришлось перекрыть на два года. В ходе восстановительных работ была извлечена 41.000 м3 з емли. Ещё одна крупная катастрофа датируется 1944 годом. Тогда отступающая немецкая армия установила в канале взрывчатку, и обрушила 60.000 м3 породы. Дабы усложнить грекам работу, нацисты сбросили в канал железнодорожные вагоны и разрушили мост. На восстановление ушло целых пять лет.

Сегодня Коринфский канал – неотъемлемая часть маршрута грузовых судов Средиземного и Чёрного морей, славящаяся высоким уровнем безопасности и сравнительно низкой стоимостью прохода. Поток воды в канале меняет направление своего движения примерно каждые шесть часов. Движение судов здесь попеременно одностороннее. Обычная скорость составляет 4,63 км/час, крайне редко 5,56 км/час. Наравне с торговыми судами по каналу курсируют и экскурсионные яхты. Вообще, Коринфский канал – известная достопримечательность Греции, посмотреть на которую приезжают туристы со всего света.

Многие любуются его величественной панорамой с одного из мостов, а некоторым нравится наблюдать за процессом прохода судна и опускающимися в воду мостами, которые, пропустив корабль, вновь поднимаются, давая возможность местным жителям перебраться с одного берега на другой».

 Не перестаю восхищаться качеством греческих дорог. Едем по магистрали: 4 полосы движения в каждую сторону для легковых автомобилей, 1 полоса для грузовиков, отдельная полоса с желтой разметкой для автобусов, скорости очень высокие, и никто, никто!!! не нарушает правила. Перед перестроением в другой ряд, несколько секунд работает указатель поворота. Если водитель включил «левый поворот» - никто не попытается обогнать его,  в левом ряду наоборот все притормаживают, уступая дорогу. Если

водитель начал обгон – притормаживают в правом ряду. Часто видел при этом, что тот водитель, которого обгоняют, приветствует проезжающего вперед, подняв руку вверх, а обгоняющий отвечает на приветствие кивком головы. Уважая друг друга, греки уважают себя.

 Часов 5 вечера, день приближается к концу. Наш конечный пункт сегодня – город Лутраки, до него еще около часа пути. За окном автобуса очень много эвкалиптов. "«Эвкалиптос» - в переводе с греческого – «Одевающийся»" – поясняет Петр Николаевич, - "Сейчас мы видим стволы эвкалиптов почти без коры, а скоро они снова «оденуться»".

Лутраки – это термальные ванны. Так назвали и город, расположенный на берегу Коринфского залива в 80 км от Афин и в 4 км от Пелопоннеса.

Заглядываю в свой путеводитель и с удивлением узнаю, что в этом удивительном уголке Греции «буквально из-под крана течет целебная, минеральная вода, которую здесь называют "живой водой", а потому город Лутраки - здравница с мировой известностью - ежегодно получает Голубой Флаг от Международной ассоциации экологов. Лутраки - город, утопающий в зелени, с чистыми пляжами, аккуратной набережной, уютными кафе. Здесь прекрасный климат и чистейшее море, отмеченное наградой ЕЭС, а потому город по праву носит звание Чистейший город Европы.

Расположенный на севере Коринфского залива древний город Фермы (Thermai), современный Лутраки, стал первым в истории городом-курортом. Отголоски использования целебных вод Лутраки в лечебных целях восходят к древнейшим временам, когда на его территории возник комплекс римских терм. С 1936 года Лутраки преобразуется в «Станцию Теплых источников», завоевав титул первого Центра лечения каменно-почечных болезней не только в Греции, но и в Восточном Средиземноморье. Воды Лутраки считаются не уступающими знаменитым водам VICHI.

Сегодня Лутраки - сверхсовременная водолечебница, снабженная всем необходимым для бальнеологического лечения, водной диеты и физиотерапии, располагая при этом безупречной туристической структурой, которая ставит курорт на одно из первых мест в международном каталоге центров лечебного туризма.  «Вода жизни», уже много веков известна целебными свойствами. Для питьевой диеты применяется вода теплых источников или минеральная вода. Лутраки располагает единственными в Греции минеральными источниками, признанными Европейским Сообществом. Температура воды в разных источниках колеблется от 30 до 31,4 градусов по Цельсию. Водолечение позволяет излечиться от кардиологических и желудочно-кишечных заболеваний, расстройств нервной и сосудистой систем, печеночной недостаточности. Минеральная вода в Лутраки течет прямо из крана. На вкус она очень приятная и содержит много магния и натрия».

Смотрю на атлас Греции, рисую мысленно сегодняшний маршрут от Патр до Лутраки. По карте видно, что городок Лутраки расположен в уютной бухте - город-курорт.

Первая мысль, которая приходит в голову: «Там все будет очень дорого». (Опережая свой рассказ о пребывании в Лутраки, скажу, что, рассуждая так, был не прав. Лутраки оказался единственным городом в Греции, где часто приходилось слышать фразу: «А это у нас бесплатно!»; или: «Для жителей и гостей Лутраки все эти услуги оплачиваются из бюджета города». Купание в источниках бесплатное. Журналы, буклеты, минеральные воды – бесплатно; пляжи бесплатные. Цены в кафе -  обычные).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz